А вы не опирайтесь только на собственный опыт, взгляните на опыт всех других людей тоже..
Взглянуть, конечно, можно. Но что я увижу? - Только
внешнюю сторону? А что там спрятано под подкладкой я
не увижу. Каждый говорит изнутри
своего опыта, и он у всех различен. Это видно даже по дискуссиям на форуме. И что же тогда остаётся? Ориентироваться на чужой опыт или на свой? (Уже глупый вопрос, но я специально утрирую.) А остаётся только
свой личный опыт. Это отчасти
критическое мышление (ничего не принимать на веру). Мышление здесь не совсем подходящее слово, поэтому лучше сказать -
критическое отношение.
А общий опыт говорит, что человек, ступая на духовный путь, ступает на путь развития своих положительных качеств путем молитв, медитаций, размышлений и поступков.
Все эти ритуалы - лишь
внешняя сторона, они не приводят к истинной добродетели, а маскируют её. Примеры приводить не буду, они есть повсюду и были во все времена.
Он развивает свою добродетельность, иногда с усилием.
Какая же это добродетель, которая совершается
с усилием?! Это имитация добродетели. Сразу видно, что по оставленным мной ссылкам на Ницше вы не прошли. Ну, и ладно. Тем более, что выше (в предыдущих постах) об этом уже было написано.
Например, видишь, что постороннему человеку нужно помочь, но что-то удерживает: лень или равнодушие, или нежелание что-то терять при этом... . Преодолевая эти препятствия, человек развивает свои добродетели.
Может, не
что-то, а кто-то? Ведь на всё воля Аллаха (как принято у вас говорить). Но вот какой парадокс: и поможешь человеку - это воля Аллаха, и не поможешь ему - это тоже воля Аллаха, ведь
на всё воля Аллаха. И зачем лишать человека посланных ему Аллахом испытаний?! И помощь - понятие относительное (как выше в примере с немцем и русским). Таким образом, вся ответственность ложится только на человека (я не о религиозных предписаниях в погоне за раем или во избежание ада). Тут человек может поступить благородно, но каков будет отложенный отголосок этого поступка, никому неизвестно (снова можно привести пример с немцем и русским). Дилемма!
И способность к любви и состраданию тоже можно развивать до определенного предела, постепенно избавляясь от собственного эгоизма.
1) Нет, любовь нельзя развивать, её можно только беречь и сохранять, получив в дар. Она - данность, а не завоёванное обретение.
2) От эгоизма (или от нафса - как у вас принято говорить) избавиться невозможно, без него не было бы и самого человека (эгоизм - "я" - это ядро человека): представьте себе "человека", полностью лишенного стремления к собственной пользе и выгоде в самом широком смысле (он не питается, не спит, не оставляет потомства, не имеет инстинкта самосохранения, ни к чему не проявляет интереса и т. д.). Правда, эгоизм, как и всё, может видоизменяться, принимая уродливые формы.
"Отвергни любовь людей к тебе
и приучись любить Бога... "
Д.Руми
Тоже, на мой взгляд, разновидность эгоизма. Недавно мы на форуме уже обсуждали подобную
историю о глупом "отце" и благоразумном сыне. Видно, что вы её не читали, раз привели такой пример от Руми.
слова "..приучись любить Бога.." свидетельствуют, что любви и состраданию нужно учиться!
Тогда Руми противоречит сам себе:
кого тогда любить и
кому сострадать?! Богу сострадать?! А разве Бог должен вызывать сострадание?! (Риторический вопрос.)
в конце концов, этому можно не научиться, потому что наставники говорят, что это - дар Божий
Правильно говорят эти наставники, этим наставникам я доверяю, основываясь и на своём опыте.
но "..если не погонишься за газелью, ее точно не поймаешь.."
А разве газель в суфизме не символизирует Истину?