Я не об этом. Я о том, что говорить про сознание "мы входим в сознание" еще куда ни шло. Правда, тогда Самосознание является не функцией Сознания, а чем то иным.
Ну, если только очень хочется в это верить...
Ну, тут уж хочешь верь, хочешь проверь...
А если "сознание вкл/выкл" - значит оно само является "функцией" чего-то другого. Вопрос - функцией чего.
Функцией чего является рождающаяся звезда?
Изучать Сознание мы можем, так сказать, на месте. По поводу "рождающихся звезд" можно лишь фантазировать... К тому же вообще аналогия странная - разве звезды "зажигаются/гаснут" также, как вкл/выкл Сознание?
Не понимаю я вашего способа рассуждений...
Кто кого самоосознаёт? Какой такой "я" воспринимает какое-такое "себя" самоосознающим? Всё это - Сознание. Просто.
Я могу в таком же стиле задавать риторические вопросы:
Какое такое Сознание? Я знаю лишь свое Сознание... Сознание ВААПЩЕ - это некая абстракция, в которую вы верите не понятно на каком основании...
Я конечно не против, верите и верьте.
... В Мадъхямаке принято считать, что это просто разные степени аппроксимации выражения одной и той же истины.
У меня есть подозрение, что Шакьямуни никогда не говорил ни о какой "аппроксимации"
Нагарджуна тоже не употреблял этого слова...
У причинно-следственных цепочек должна быть некая среда ("субстанция", как вы выразились ниже). Очевидно, эта "среда" остается при всех этих "вкл-выкл" и "сворачивание-разворачивание". Значит, её можно считать ОСНОВОЙ.
Об этой "субстанции" ничего нельзя сказать. Дхармы сами бессубстанциональны и разворачиваются они в ничто.
Вы сами то на опыте имели восприятие этого самого "ничто"?
Или это очередная абстракция, в которую вы верите?
Если о субстанции ничего нельзя говорить - значит, о ней нельзя и говорить, что она "не существует".
Если это "сворачивание-разворачивание" я воспринимаю СОБОЙ - значит я могу говорить об индивидуальной основе.
Это "воспринимание собой" есть лишь один из психических феноменов. По сути же - одна из помрачённых скандх. Самоотождествление.
Само-отожествление...
Вы сами себя то слышите... Кто тот, который отождествлен с Собой??
Некие - какие угодно - следствия сохранились и повлекли за собой новые следствия.
Давайте хоть немного к языку прислушаемся.
Следствия - это следы. А след должен быть чем-то оставлен... Или кем-то.
Причина - это отглагольное существительное. От слова при-чинять. Слова того же корня - чинить, со-чинять, на-чинять, у-чинять. Почин и начало, кстати тоже от этого корня. Но причинять может лишь КТО-ТО.
Некая "цепь из причиняющего НИЧТО и следов, оставленных на ПУСТОТЕ" может конечно быть вообразима... Но зачем нужны такие сложные абстракции?
Вот тут совсем не согласен. Исходя из своего опыта, я вполне отличаю свое состояние, когда я просто в Сознании, от того, когда я нахожусь в состоянии Самосознания.
И? Разные состояния одного сознания.
Конечно... Автомобиль БЕЗ водителя и автомобиль С водителем - это разные состояния одного и того же автомобиля.
Заявлять о тождестве Сознания и Самосознания - это значить заявлять абстракцию, противоречащую опыту и восприятию...
Ну, извольте, если речь пошла о "своём опыте", я могу то же сказать. Вот Ваш опыт против моего. Что будем делать?
Да ничего. Останемся каждый при своем.
По-моему, это тот самый случай, когда трезвость должна класть границы необходимости доказывать что-либо.
Будем просто обмениваться своими взглядами.
К Шуньта-шунье (абсолютной шунье) бес-субстанциальность относится не может... Нет субстанции - нет и возможности продолжения причинно-следственных связей.
М-м-м... тут долгий разговор получится... если Вам интересно, лучше почитайте ну... хотя бы Торчинова, послушайте лекции скажем Геше Тинлея.
Нет уж. Зачем я буду читать вторичные материалы...
Я читал Нагарджуну. У меня оставались еще вопросы. Потом я читал Алмазную сутру.
Мои вопросы исчезли.
Предпочитаю первоисточники.
Согласно Мадхъямаке Прасангике всё обусловленное вообще бессубстанционально, бессущностно.
Ну так то - обусловленное...
А мы то говорим про Самосознание.
Самосознание или осознавание, по-буддийски - сати, таки да - есть. И оно таки да не нуждается в доказательствах, поскольку является несводимым понятием-явлением. Раз оно не сводимо - значит, необусловлено.
То есть, по отношению к любому феномену нельзя сказать - вот, это есть феномен и тут ничего с ним не поделаешь.
Ну, разве Самосознание - это феномен? Наподобие чашки...
Однако, есть абсолютные, необусловленные величины. Татхата, например. Или Пространство. Время, кажется. Я подробностей не помню, но суть примерно такая.
Самосознание как раз и обладает природой "таковости"- Татхаты.
Так вот, наше индивидуальное сознание - это точно такая же совокупность свойств и условий. А то, что вне этих свойств и условий - вообще не может быть названо индивидуальным или всеобщим. Оно вне свойств. Самый лучший способ говорить о нём - апофатически.
Вот тут я снова начинаю соглашаться.
Есть же выражения типа "Сущностью всех вещей является Шунья".
Отлично! Сущностью всех вещей является бессущностность! Это именно то, о чём и говорит буддизм.
Ну, в качестве примера апофатического способа выражаться готов принять и такое выражение...
Единственно, что я бы исключил из "всех вещей" - Шунью. Поскольку всяко про неё нельзя сказать, что она - вещь.