К сожалению, не удалось избежать многословия, поэтому слегка разверну. Сначала - ответ на это сообщение, потом - на
"чудеса".
Ну, ладно.
.... после встречи с моим наставником, но еще до того, как я получил какие-либо дальнейшие указания, со мной стали происходить, что называется, «чудеса».
Хорошо, что вы обратили внимание на
"до того". Этот человек после встречи с шейхом уже находился в состоянии предвкушения чего-то необычного.
Предрасположенность. А вы обратили внимание на то, что слово "чудеса" в цитате здесь и далее взято в кавычки?
Почему наставник не сказал:
"Смысл в том, чтобы не гнаться за "чудесами". А если случайно происходят такие "странные происшествия", то не искать в них какое-то Провидение, а найти вполне объяснимые научные причины."
Наверное, шейх не хотел смазывать эффект "метода естественных последствий" и хотел испытать ученика. (Просто делаю предположение.)
У каждого наставника есть свои методы и приёмы. И к каждому ученику нужен, как мы, учителя, (
я не Наставник, а училка в общеобразовательной школе!!!) это называем,
индивидуальный подход: одного нужно похвалить, создав ситуацию успеха; другого - пожурить, зацепив его эго; один мотивирован так, что не нуждается в подталкивании; а другому - хоть кол на голове теши, всё будет безрезультатно... К чему это я? - Шейх, видимо, сразу оценил, с кем имеет дело, и применил к своему ученику самый подходящий для него приём.
А провел будущего ученика через цепь переживаний с применением "чудес"?
Думаю, не шейх провёл ученика
"через цепь переживаний с применением "чудес"" (слово "чудеса" опять взято в кавычки!), а ученик сам себя провёл через них. В смысле: интерпретировал обычное как необычное. Из-за предрасположенности (об этом я упомянула выше) к подобной интерпретации и из-за неосведомлённости.
В том числе через такое "психологическое" переживание, как выливание из чайника воды в количестве превышающем объем оного.
Не воды, а
чая (= заварки). Ну, и что здесь особенного? Можно так крепко заварить чай в
маленьком заварочном чайнике, что его хватит на
много стаканов.
Вот исходная цитата про чай:
В своем кафе из маленького чайника я иной раз наполнял чаем так много стаканов, что люди в испуге шарахались от меня...
Ну, а люди
"в испуге шарахались" от него, видимо, удивившись его небывалой ранее щедрости.
видимо для того, чтобы ученик понял: "Смысл в том, чтобы не гнаться за "чудесами"".
Потому что это не чудеса, а неверная интерпретация
"странных происшествий" (если не расстроенная психика).
Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что слово "чудеса" взято в кавычки самим (!) говорящим:
... со мной стали происходить, что называется, «чудеса».
Но не тем пониманием, которое у него было бы, если бы наставник сказал ему словесно прямо, если бы ученик вообще захотел что-либо понимать. Функция чудес заключалась в предоставлении возможности таких переживаний, который сформировали понимание совсем иного рода, для которого "объяснимые научные причины" - детский лепет.
Ну, почему же сразу
"детский лепет"?! Чудес как мы их традиционно (архетипично) понимаем, и не было на самом деле. А было лишь то, что сам ученик
воспринимал как чудо. Это я попытаюсь до вас донести ниже.
Я думаю, что прочитав толстую книгу (Интернет) афоризмов человек отнюдь не получает бытия тех, кто ее написал. Приобретает он лишь набор шариков для жонглирования в цирке "Арена тщеславия" перед жующими чипсы зеваками.
Если вы меня имеете в виду, то, не скрою, я действительно люблю афористику и вообще краткие, сжатые (но ёмкие) формы. Но опираюсь я не на них, а на свой богатый жизненный опыт.
Итак, о "чудесах":
И еще о развивающей функции чудес:
Один из присутствующих шейхов поднял руку, и Шах кивнул ему. Тот сказал:
<...>
... после встречи с моим наставником, но еще до того, как я получил какие-либо дальнейшие указания, со мной стали происходить, что называется, «чудеса».
Уже комментировала, поэтому не буду на этом останавливаться.
Некоторые почему-то начали думать, что я исцеляю их, хотя ни о чем подобном я даже не помышлял. Другие уверяли, что сбылось все, что я сказал, хотя я не мог вспомнить, чтобы говорил то, на что они ссылались.
Здесь мы имеем эффект "обратной связи" от обывателей: раз побывал у знаменитого шейха, значит способен творить "чудеса". Но, возможно, это шейх подсылал к нему этих "обывателей", чтобы испытать ученика на тщеславие. Всё может быть.
Перед моим внутренним взором порой возникало то, что затем происходило на самом деле.
Этот эффект в науке называется
дежавю. Ничего чудесного.
К примеру, я увидел лошадь, и мне вдруг стало интересно, может ли она понести, — и она тут же сорвалась с места и помчалась как бешеная. Однажды я размечтался о золотых монетах — и нашел их в горшке, спрятанном среди развалин.
Это по-научному называется
синхроничность, которую буквально в двух словах и очень ёмко можно описать как
"манию соотнесения".
В ортодоксальной психиатрии термину «синхроничность» ближе всего соответствует мания соотнесения и апофения.
Тоже ничего такого чудесного.
В своем кафе из маленького чайника я иной раз наполнял чаем так много стаканов, что люди в испуге шарахались от меня...
Это я тоже уже комментировала. Тоже ничего чудесного.
Все это сильно меня беспокоило и очень не нравилось, потому что к тому времени во мне уже проснулось стремление к Истине и вовсе не хотелось забавляться играми с людьми этого мира.
= Отношение самого говорящего к этим "чудесам" (в кавычках)!
Я возвратился к суфию и сказал ему: «Избавьте меня от вашей магии, ведь я в самом деле хочу научиться чему-то полезному, как вы и предлагали, а не разыгрывать представления перед доверчивыми женщинами или жадными торгашами».
Он сказал: «Магия — внутри тебя.
То есть в голове ученика.
Ты был погружен в свои занятия и писал книги, потому что хотел узнать тайны и влиять на людей. Когда я выбросил несколько твоих сочинений, ты избавился от части своего тщеславия — части, как раз достаточной, чтобы захотеть присоединиться к нам. Но твой ум все еще полон жадности и желаний.
Наш ум на какие только изощрённые "игры разума" ни способен! Это к вопросу о "чудесах".
Духовная сила Пути оказала на них воздействие и вывела эти качества наружу. Многое изверглось из тебя в форме странных происшествий, чтобы, если будет угодно Богу, ты ощутил к этому отвращение».
Тоже уже комментировала.
P.S. Получилась таки "совместимость науки и религии"...