Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
К примеру, на определенных стадиях в жизни главной задачей нашего развития является самоидентификация, выяснение того, кто я такой, что я за человек, в соответствии с какими ценностями я собираюсь жить, кем я собираюсь быть. И если с этим есть проблемы, или существует некая двойственность или какой-то конфликт в понимании этого, вы можете принять идею об отсутствии «я», отсутствии эго и использовать ее как способ уйти от решения этой задачи.
Или же практика может принять форму нарциссизма: «с помощью практики я собираюсь стать самодостаточным и неуязвимым, я не буду ранимым, не буду чувствовать боль и разочарование». Думаю, что у большинства из нас в глубине души запрятана такая идея. Практика может подпитываться тайной мыслью: «я избавлюсь от всех тех гадких вещей во мне, которые мне не нравятся». Важно быть осознанным к такому импульсу или мотиву, пока он имеет место быть...
...Другой бессознательной мотивацией часто бывает страх индивидуализации, страх самоутверждения и боязнь того, чтобы стать независимым. Это явление может проявляться в виде определенной пассивности, имеющей своей причиной нежелание брать на себя ответственность. Мой опыт общения с западными практикующими показывает, что мы слишком уж непривязаны – мы должны научиться быть привязанными, в здоровом смысле этого слова. Когда люди говорят о непривязанности и отречении, обычно это свидетельствует о некоей боязни и стремлении чего-то избежать. Истинные непривязанность и отречение – это когда мы полностью погружены во что-то и делаем это от всего сердца, отдавая всего себя без остатка тому, чем занимаемся, человеку, с которым общаемся или ситуации, в которой находимся, ничего не удерживая, делая это со всей полнотой, а затем отпуская все это.
Иногда практика может быть движима отрицанием ценности разума и интеллекта, особенно у тех людей, кто не любит думать и для кого процесс мышления может быть болезненным. Или, наоборот, для людей, которые находят болезненными чувства. Или же даже сам процесс вглядывания во внутренний мир может быть бегством от него. Я могу сказать себе: «это всего лишь ощущения, мысли, чувства». Это ведь классические наставления, не так ли? Это классический метод – замечать, просто замечать, не будучи захваченным содержанием замеченного. Но это само по себе иногда может стать эскапизмом, нежеланием знать, о чем же в действительности я думаю, способом не видеть свои мысли ясно и не замечать своих чувств...
...Также могут иметь место такие мотивы, как пассивность и зависимость. Практика может стать самонаказанием из-за какого-то чувства вины или плохого отношения к самому себе. Упорное стремление сохранять неподвижность до конца сеанса медитации («мне очень больно, но колокольчик все еще не звонит, а согласно наставлениям, мне не следует двигаться до звонка»), конечно, дает возможность работать с болью, и это может быть очень мощной практикой. Но у описанного стремления не двигаться могут быть и другие корни – так может проявляться желание наказать себя, оставаясь в болезненном положении, когда это весьма непродуктивно, или когда это делается просто мазохистским образом.
Кто-нибудь знает простой способ оказаться в состоянии отсутствия мыслей?
Есть мнение, что это очень просто.
По-видимому, надо уточнить вопрос:
Речь идет о технике, позволяющей самостоятельно произвольно
оказаться в состоянии отсутствия мыслей и допускающей
произвольный выход из этого состояния.
Под этим состоянием я подразумеваю медитацию или созерцание.
По-видимому, надо уточнить вопрос:
Речь идет о технике, позволяющей самостоятельно произвольно
оказаться в состоянии отсутствия мыслей и допускающей
произвольный выход из этого состояния.
Под этим состоянием я подразумеваю медитацию или созерцание.
К примеру, на определенных стадиях в жизни главной задачей нашего развития является самоидентификация, выяснение того, кто я такой, что я за человек, в соответствии с какими ценностями я собираюсь жить, кем я собираюсь быть. И если с этим есть проблемы, или существует некая двойственность или какой-то конфликт в понимании этого, вы можете принять идею об отсутствии «я», отсутствии эго и использовать ее как способ уйти от решения этой задачи.
По-видимому, надо уточнить вопрос:
Речь идет о технике, позволяющей самостоятельно произвольно
оказаться в состоянии отсутствия мыслей и допускающей
произвольный выход из этого состояния.
Под этим состоянием я подразумеваю медитацию или созерцание.
"Надо сфокусировать взгляд на точке между бровей, прикрыв или полуприкрыв глаза, и поднять язык к верхнему небу."Метод работает. Спасибо большое.
Вы можете и в медитации отключиться или глубоко уснуть - боксер не обязательно нужен УлыбающийсяОтключиться и уснуть, на мой взгляд, одно из главных препятствий в практике медитации.
Допущение произвольного выхода из состояния само по себе "закроет" историю с "просветлением".
В медитации и созерцании мысли могут и не отсутствовать.
То есть, простых и легких путей, которые сразу дали бы результат, кажется, нет.По-моему есть. Если не затруднит, посмотрите в поиске Х.М.Алиев "Метод ключ". Но, прошу меня извинить, это другая тема.
Но, кажется, мы отклонились от темы.Прошу прощения за увод темы в сторону. Хотелось провести уточнение своего понимания практики медитации.
Отключиться и уснуть, на мой взгляд, одно из главных препятствий в практике медитации.
Повтор «истории с просветлением» и есть практика медитации, я думаю.
В моем понимании, в медитации должен присутствовать момент отсутствия мыслей – «момент истины».
Могу посоветовать для общей эрудиции книгу Дэниела ГоулменаК Гоулмену отношусь с уважением. Кижку не читал. Любопытно.
о взаимодействии медитации и дыханияБлагодарю Вас.
В медитации и созерцании мысли могут и не отсутствовать.И наоборот: мысли могут отсутствовать не только в бессознательном состоянии, но и в полностью бодрствующем.
Передать опыт переживаний вербальным образом чрезвычайно трудно. В данном случае одни и те же слова могут восприниматься и пониматься разными людьми по-разному.Как мне думается,именно поэтому книги,как инструкции,очень важны на начальном этапе,как азбука.А потом,в практике, начинаются индивидуальные трудности,способов преодоления которых нет и не будет в книгах,к несчастью. говорить о бессознательных мотивах, на мой взгляд, можно только относительно объекта анализа, который сам не осознает этих мотивов.. -Или о том,кто считает,что осознаёт. :) Способен ли невротик к медитации? Вспоминается чья-то фраза: «у невротика всегда музыка в голове» (наверное, имеются в виду различные мысли-шумы-помехи). Спросите любого психотерапевта и он скажет-все люди невротики,кроме того,есть и другие отклонения,их масса,как Вы и сказали-люди разные.И у всех "шумы" в голове.Для того и медитация:Искусство медитации постепенно выведет все это наружу и научит отличать здоровые и надлежащие побуждения от нездоровых и ненадлежащих. Практика является творческим процессом именно потому, что она постоянно вынуждает нас различать, и это невозможно делать механически. В практике есть много того, чему можно научиться, масса восхитительных возможностей(окончание ст.Энглера) Т.е.,как я понял,мотивы не столь важны,как практика,правильно ли мы подходим к ней...
И наоборот: мысли могут отсутствовать не только в бессознательном состоянии, но и в полностью бодрствующем.
Чистое бодрствующее сознание без опор, без какой бы то ни было психической деятельности, подобное прозрачной воде или чистому зеркалу. Совершенное восприятие Таковости.И наоборот: мысли могут отсутствовать не только в бессознательном состоянии, но и в полностью бодрствующем.Эту мысль лучше как-то развить, мне кажется :)
Или о том,кто считает,что осознаётСогласен с Вами :)
у всех "шумы" в голове.Для того и медитацияНаверное, единственное средство.
как я понял,мотивы не столь важны,как практика,правильно ли мы подходим к ней...А вот на этот счет, описанная Гоулманом, позиция Кришнамурти:
Кришнамурти возражает против методов медитации, у которых так много сторонников. Не смотря на то, что ум может постараться убежать из обусловленности через медитацию, он каждой своей новой попыткой просто создает новую тюрьму из методов, которым он следует, и целей, которых он стремится достичь. Кришнамурти – противник всякого рода техник, и он советует отставить в сторону все авторитеты и традиции. Из них можно лишь почерпнуть знание, но не понимание, которое действительно необходимо. Согласно Кришнамурти ни одна из техник не может освободить ум, так как любое усилие, предпринятое умом, только сплетает новую сеть. Он, например, открыто высказывается против методов концентрации (цит. по Goleman, 1972, p.114) "бесконечно повторяя "аминь" или "ом" – или, например, "кока-кола" – вы, пожалуй, будете иметь какие-то переживания, потому что от повторения ум успокоится. Одно из любимых условий некоторых учителей медитации состоит именно в том, чтобы убедить своих учеников заниматься концентрацией, т.е. фиксировать свой ум на одной мысли, отгоняя прочь все остальные. Это самая глупая и противная вещь, которую может делать любой школьник, потому что его заставляют это делать".:)
Чистое бодрствующее сознание без опор, без какой бы то ни было психической деятельности, подобное прозрачной воде или чистому зеркалу. ....
Восприятие мысли отсутствует. Присутствует восприятие не-мысли.
Если мы дали названия для наших переживаний, то эти слова и понятия приобретают свою собственную силу, благодаря их связи с моментами проникновения, и вдобавок к этому они придают нашему Эго уверенность в том, что мы знаем; в том, что есть нечто, чем мы управляем собой. В одной системе понятий такие переживания трактуются как нечто сугубо из области психологии: "Я сошел с ума", "галлюцинации" или "расщепление личности", "выход на поверхность бессознательного", "истерия", "иллюзия"... Другие понятия, фокусируясь на содержании переживания, подразумевают мистическое или духовное событие: "Бог снизошел ко мне", " Я вошел в дух", " я чувствовал присутствие Христа", "дух руководил мною", " я постиг Дао" или "дхарму" или "Божественный Закон".
Рам Дасс
Если присутствует умозаключение о том, что что-то отсутствует, то это мысль.Если умозаключение присутствует - то да, это мысль. Но оно не присутствует. Сознание удерживается до возникновения мысли.
Если не присутствует "восприятие мыслей", то не известно есть мысли или нет -
вы просто смотрите в другую сторону.
С чем сравнить - не знаю, поскольку в обычной жизни всё всегда проходит через стадию психической деятельности.Ну, как же? :)
а может и константировать их другими мыслями, начинать давать оценки..так сказать, становится источником новых мыслей. :D
По сути ведь, даже распознавание "красного" как "красного" или "звука" как "звука" есть уже своего рода мысль. Так вот, в том состоянии, о котором идёт речь, на определённом уровне даже такое распознавание отключается. Всё воспринимаемое становится как бы однородным, своего рода потоком отпечатков ничего в ничём.Не уверена, что поняла точно, о каком состоянии Вы говорите ... , но я бы не обобщала "распознование" (восприятие) и мысли.
Сознание удерживается до возникновения мысли.
Мысль "не было мыслей" возникает позже, если возникает.
Это знание - не умозаключение, а пребывание.
В этом состоянии ничто не обходится вниманием. Это, вообще говоря, самое внимательное состояние из всех возможных. Со всей определённостью могу сказать, что мыслей в нём нет, по крайней мере в каком бы то ни было привычном виде.Сознание удерживается до возникновения мысли.
Так говорят, но это не проясняет ситуацию с мыслями.
Мы отказываем мышлению(процессу последовательного
перехода от мысли к мысли), лишаем фокуса внимания
мысли, концентрируемся на восприятии и когда достигаем
успеха, то есть мысли или нет сказать определенно
не можем уже.Мысль "не было мыслей" возникает позже, если возникает.
Это знание - не умозаключение, а пребывание.
Если это знание, то не понятно, чем оно отличается от незнания.
Память не может припомнить процесс мышления и на основании
этого мы говорим, что мыслей не было. Она, кстати, еще может
сначала не вспомнить, а потом вдруг вспомнить :)
В том виде медитации, о котором вы говорите, отказывают мышлению во внимании,
мне кажется, а есть мысли при этом или нет уже не имеет особого значения
с практической точки зрения.
Со всей определённостью могу сказать, что мыслей в нём нет,
по крайней мере в каком бы то ни было привычном виде.
... когда делаешь что-то, и в голове полная пустота и ты просто присутствуешь в этом своём действии, всё осознаёшь, всё видишь и запоминаешь, но мыслительной деятельности нет.
Другая аналогия: если Вы сейчас не видите птичку, это может означать одно из двух:
1. Птичка есть, но Вы её не замечаете
2. Птички действительно нет.
В этой тишине, кстати, можно и "произносить"-генерировать мысли, наблюдая весь этот процесс - от первичного волевого импульса, проявления и развития мысли, до её исчезновения.
А разве где-то упоминалось об обязательном отсутствии мыслей для медитативного состояния? Я лишь говорил, что сознание вполне может бодрствовать и без мыслей.В этой тишине, кстати, можно и "произносить"-генерировать мысли, наблюдая весь этот процесс - от первичного волевого импульса, проявления и развития мысли, до её исчезновения.
Т.е. мысль явно есть, но и медитативное состояние на месте? :)
А разве где-то упоминалось об обязательном отсутствии мыслей для медитативного состояния?
Я лишь говорил, что сознание вполне может бодрствовать и без мыслей.
Это мы еще не выяснили :)А выяснить это можно только опытно. Сейчас Вы, конечно, можете мне поверить, но это незачем. Можете не верить, но это контрпродуктивно.
А выяснить это можно только опытно. Сейчас Вы, конечно, можете мне поверить, но это незачем. Можете не верить, но это контрпродуктивно.
Для того, чтобы научно зафиксировать факт отсутствия мыслей, нужно хотя бы для
начала научиться достоверно фиксировать факт их присутствия.
Не понятна в свете этого дискриминация в отношении мыслей,
которые от эмоций отличаются не принципиально.
Ну и о чём это говорит? Допустим, наши телескопы не были бы способны различать планеты около звёзд. Наличие звезды и её отсутствие они различают хорошо, а вот между звездой с планетами и звездой без планет особой разницы не видят. И что?Для того, чтобы научно зафиксировать факт отсутствия мыслей, нужно хотя бы для
начала научиться достоверно фиксировать факт их присутствия.
Активное сознание и потеря сознания как раз различаются хорошо.
А вот медитативное сознание и активное сознание в плане измерений
активности мозга слабо различаются и только в количественных показателях.
А у науки есть по этому поводу точка зрения? Здесь достаточно просто наблюдать. Наука не может наблюдать мысли и эмоции прямо. Только по неким косвенным проявлениям.Не понятна в свете этого дискриминация в отношении мыслей,
которые от эмоций отличаются не принципиально.
С научной точки зрения не отличаются?
Ну и о чём это говорит? Допустим, наши телескопы не были бы способны различать планеты около звёзд. Наличие звезды и её отсутствие они различают хорошо, а вот между звездой с планетами и звездой без планет особой разницы не видят. И что?
А у науки есть по этому поводу точка зрения? Здесь достаточно просто наблюдать. Наука не может наблюдать мысли и эмоции прямо. Только по неким косвенным проявлениям.
С точки зрения науки и её нынешних средств. Тем более, она, наука, не может делать никаких определённых заявлений. Ни что планеты есть, ни что их нет. Однако, с Вашей стороны, как мне показалось, прозвучали вполне определённые заявления.Ну и о чём это говорит? Допустим, наши телескопы не были бы способны различать планеты около звёзд. Наличие звезды и её отсутствие они различают хорошо, а вот между звездой с планетами и звездой без планет особой разницы не видят. И что?
И все. Все планеты вне солнечной системы - гипотетические :)
По каким параметрам? Они-то отличаются, конечно, но меня интересуют именно те параметры, которыми руководствуется наука.А у науки есть по этому поводу точка зрения? Здесь достаточно просто наблюдать. Наука не может наблюдать мысли и эмоции прямо. Только по неким косвенным проявлениям.
В науке принято различать мысли и эмоции, да.
Однако, с Вашей стороны, как мне показалось, прозвучали вполне определённые заявления.
По каким параметрам? Они-то отличаются, конечно, но меня интересуют именно те параметры, которыми руководствуется наука.
ОК. Тогда прошу прощения.Однако, с Вашей стороны, как мне показалось, прозвучали вполне определённые заявления.Показалось :)
Каким образом? Можно, вызвав соответствующие физиологические изменения в организме, вызвать соответствующую эмоцию? Можно по тем или иным физиологическим изменениям наверняка определить наличие той или иной эмоции? А мысли не вызывают физиологических изменений? Я, например, если размышляю логически над чем-то слишком сосредоточенно, могу доиграться до мигрени. Это эмоция? Или мысль?По каким параметрам? Они-то отличаются, конечно, но меня интересуют именно те параметры, которыми руководствуется наука.Если правильно понимаю, то ключевое отличие в том, что эмоции связаны с физиологическими изменениями в организме.
Каким образом? Можно, вызвав соответствующие физиологические изменения в организме, вызвать соответствующую эмоцию? Можно по тем или иным физиологическим изменениям наверняка определить наличие той или иной эмоции?
А мысли не вызывают физиологических изменений?
Это всё равно что пытаться провести различие между кошкой и человеком
по признаку наличия на теле шерсти.
Возьмём гнев. Хим.средства могут смоделировать физиологические проявления гнева. Это я Вам как химик говорю. Повышение давления, норадреналин, сердцебиение, прилив крови к мышцам. Но сама эмоция может возникнуть в результате как автоматизм, как слюна у собачки Павлова, а может не возникнуть. Так что прямой зависимости нет. Кроме того, то, что мысль не меняет физиологию - тоже не доказано. Просто этих изменений достоверно не зафиксировано до сих пор.Каким образом? Можно, вызвав соответствующие физиологические изменения в организме, вызвать соответствующую эмоцию? Можно по тем или иным физиологическим изменениям наверняка определить наличие той или иной эмоции?Да и да. Есть доказательная база у таких гипотез.
В случае с моей мигренью? ;) Вы утверждаете гипотезу, которая на самом деле не имеет достаточных подтверждений. Это либо вера с Вашей стороны, либо Вы забыли поставить "имхо". Прошу прощения. Имхо.А мысли не вызывают физиологических изменений?Вызывают посредством эмоций.
Один из признаков. Но не достоверный и не сущностный, не так ли? :)Это всё равно что пытаться провести различие между кошкой и человекомЭто один из признаков, вроде.
по признаку наличия на теле шерсти.
Гладкокожих кошек далеко не все могут уже идентифицировать как кошек легко :)
Возьмём гнев. Хим.средства могут смоделировать физиологические проявления гнева. Это я Вам как химик говорю. Повышение давления, норадреналин, сердцебиение, прилив крови к мышцам. Но сама эмоция может возникнуть в результате как автоматизм, как слюна у собачки Павлова, а может не возникнуть. Так что прямой зависимости нет.
Кроме того, то, что мысль не меняет физиологию - тоже не доказано.
Просто этих изменений достоверно не зафиксировано до сих пор.
В случае с моей мигренью? ;)
Один из признаков. Но не достоверный и не сущностный, не так ли? :)
Некая связь. Косвенная и не сущностная.Возьмём гнев. Хим.средства могут смоделировать физиологические проявления гнева. Это я Вам как химик говорю. Повышение давления, норадреналин, сердцебиение, прилив крови к мышцам. Но сама эмоция может возникнуть в результате как автоматизм, как слюна у собачки Павлова, а может не возникнуть. Так что прямой зависимости нет.При многократном повторении эксперимента связь между физиологическим изменением и возникновением эмоции будет скорее подтверждена, чем нет.
Но не доказано и обратного.Кроме того, то, что мысль не меняет физиологию - тоже не доказано.Если не зафиксировано, то не доказано влияние мысли на физиологию.
Просто этих изменений достоверно не зафиксировано до сих пор.
Так. А что привело к переутомлению? Мыслительная деятельность. Усиленная мыслительная деятельность послужила триггером для физиологических изменений. Если мысль никак не отражается на физиологии, разве такое могло бы произойти?В случае с моей мигренью? ;)В случае с мигренью вы переутомились :)
Не просто. Он, во-первых косвенный. Во-вторых не всегда работает. В-третьих - не сущностный. То, что он один из самых важных для человека - это чисто субъективный фактор и наукой рассматриваться не должен. ;)Один из признаков. Но не достоверный и не сущностный, не так ли? :)Это просто один из признаков, он достоверный и для человека один из самых важных при определении себе подобных, вроде.
Некая связь. Косвенная и не сущностная.
Но не доказано и обратного.
Так. А что привело к переутомлению? Мыслительная деятельность.
Усиленная мыслительная деятельность послужила триггером для физиологических изменений. Если мысль никак не отражается на физиологии, разве такое могло бы произойти?
Не просто. Он, во-первых косвенный. Во-вторых не всегда работает. В-третьих - не сущностный. То, что он один из самых важных для человека - это чисто субъективный фактор и наукой рассматриваться не должен. ;)
Путь, который может быть выражен словами
Не есть настоящий путь;
Имя, которое может быть названо,
Не есть настоящее имя.
Лао Цзы
О состоянии «отсутствие мыслей» - есть люди, которые способны к таким переживаниям.
Косвенная она потому, что если бы она была сущностной и прямой, то можно было бы однозначно с помощью химиката А вызвать эмоцию Б. Хотя бы. Я уж не говорю о том, что наука бы тогда обнаружила сам механизм образования эмоции из физиологического состояния. А пока она даже точно не знает что такое, собственно, эмоция.Некая связь. Косвенная и не сущностная.Как вы это определяете? Если статистика подтверждает связь, то почему она однозначно косвенная?
Нет. Мы обсуждали гипотезу, что эмоция принципиально отличается от мысли. Это Ваш тезис. В рамках этого, например, нужно доказать, что мысль не влияет на физиологию. Вы можете это доказать?Но не доказано и обратного.Мы обсуждали гипотезу о влиянии и она нуждалась в доказательстве.
Обратное доказывать требуется, возможно, в рамках каких-то других гипотез.
Про совет с врачом спасибо, конечно. Но он несколько запоздал. Кроме того это, извините, не очень чистый полемический приём.Так. А что привело к переутомлению? Мыслительная деятельность.Или освещение в квартире, например. Если каждый процесс обдумывания вызывает
приступ мигрени, то лучше обратиться к врачу.
Но может и напрямую. Итак, эмоция влияет на физиологию и мысль влияет на физиологию (как минимум, наукой не доказано обратного). Так что этот аргумент не работает.Усиленная мыслительная деятельность послужила триггером для физиологических изменений. Если мысль никак не отражается на физиологии, разве такое могло бы произойти?Если мы обсуждаем такое влияние, то мысль может вызвать прием лекарства, например, и так повлиять на физиологию. Какой смысл обсуждать такое влияние?
Я не хочу вообще обсуждать кошек. Это была аналогия. Более или менее удачная. Обсуждение которой уводит дискуссию в сторону.Не просто. Он, во-первых косвенный. Во-вторых не всегда работает. В-третьих - не сущностный. То, что он один из самых важных для человека - это чисто субъективный фактор и наукой рассматриваться не должен. ;)Не понял. Вы хотите на уровень генов спуститься или говорите о какой-то особенной науке?
Косвенная она потому, что если бы она была сущностной и прямой, то можно было бы однозначно с помощью химиката А вызвать эмоцию Б.
Мы обсуждали гипотезу, что эмоция принципиально отличается от мысли. Это Ваш тезис. В рамках этого, например, нужно доказать, что мысль не влияет на физиологию. Вы можете это доказать?
Про совет с врачом спасибо, конечно. Но он несколько запоздал.
Кроме того это, извините, не очень чистый полемический приём.
Но может и напрямую. Итак, эмоция влияет на физиологию и мысль влияет на физиологию (как минимум, наукой не доказано обратного). Так что этот аргумент не работает.
Однако, да. Генетическое отличие - более сущностное, чем шерстистость. Или Вы и тут будете спорить? Итак, у науки есть такой вот сущностный, 100%-но достоверный и подтверждаемый критерий для отличия кошки от человека. А для отличия эмоции от мысли?
Эндорфины вызывают эйфорию. А это не эмоция, а физиологическое состояние. Как адреналин вызывает не страх, а физиологическое состояние.Косвенная она потому, что если бы она была сущностной и прямой, то можно было бы однозначно с помощью химиката А вызвать эмоцию Б.Такие исследования как раз есть. Например, по эндорфинам.
Так я и не апеллирую к науке. Мне моих наблюдений достаточно. Вы сказали, что в науке принято отличать мысли от эмоций. Так вот я и спрашиваю: как? Вы отвечаете: по связи с физиологией. Я говорю: этот критерий как минимум недоказуем. А как максимум не работает.Мы обсуждали гипотезу, что эмоция принципиально отличается от мысли. Это Ваш тезис. В рамках этого, например, нужно доказать, что мысль не влияет на физиологию. Вы можете это доказать?Вы опять путаете. Вы написали "не понятна в свете этого дискриминация в отношении мыслей,
которые от эмоций отличаются не принципиально". Если у вас нет доказательства того, что мысли не отличаются принципиально от эмоций, то в науке мысли принято отличать от эмоций.
А физическая активность должна? Однако, в чрезмерном количестве - вызывает. Потому что влияет на физиологию ;). Как и мыслительная деятельность.Про совет с врачом спасибо, конечно. Но он несколько запоздал.Это был не полемический прием. Мыслительная активность не должна вызывать
Кроме того это, извините, не очень чистый полемический приём.
болевых ощущений т.к. "в мозгу" нечему болеть. Мигрень это неврологическое заболевание.
Не понял. Кому нужно и не нужно? И зачем?Но может и напрямую. Итак, эмоция влияет на физиологию и мысль влияет на физиологию (как минимум, наукой не доказано обратного). Так что этот аргумент не работает.В науке нужно доказывать, что она влияет напрямую.
Обратное доказывать не нужно.
Шерстистость и гладкокожесть не является признаком генетического отличия кошки как кошки. У людей тоже встречается сплошное оволосение, а у кошек голокожесть, если на то пошло. Прямой признак - это генетический анализ.Однако, да. Генетическое отличие - более сущностное, чем шерстистость. Или Вы и тут будете спорить? Итак, у науки есть такой вот сущностный, 100%-но достоверный и подтверждаемый критерий для отличия кошки от человека. А для отличия эмоции от мысли?Шерстистость, гладкокожесть и тип оволосения это и есть признаки
генетического отличия внешние :)
Эмоция, если понимаю правильно, отличается связью с физиологическими изменениями именно.
Эндорфины вызывают эйфорию. А это не эмоция, а физиологическое состояние. Как адреналин вызывает не страх, а физиологическое состояние.
Вы сказали, что в науке принято отличать мысли от эмоций. Так вот я и спрашиваю: как? Вы отвечаете: по связи с физиологией. Я говорю: этот критерий как минимум недоказуем. А как максимум не работает.
А физическая активность должна? Однако, в чрезмерном количестве - вызывает. Потому что влияет на физиологию ;). Как и мыслительная деятельность.
Не понял. Кому нужно и не нужно? И зачем?
Шерстистость и гладкокожесть не является признаком генетического отличия кошки как кошки. У людей тоже встречается сплошное оволосение, а у кошек голокожесть, если на то пошло. Прямой признак - это генетический анализ.
Возможно, конечно, существует некая мыслительная деятельность, которую в упор не видишь даже если смотришь очень внимательно.
Это я говорю как химик-органик. Как, кстати, здесь вообще можно зафиксировать, что возник страх, кроме слов испытуемого? ЭЭГ? ЭЭГ фиксирует активность мозга, а не эмоцию.Эндорфины вызывают эйфорию. А это не эмоция, а физиологическое состояние. Как адреналин вызывает не страх, а физиологическое состояние.Это вы с какой точки зрения говорите?
Ну вот смотрим. Выявлена корреляция между эмоциональной деятельностью и физиологией. Так? Так. При этом эмоциональная деятельность так или иначе влияет на физиологию, а вот обратное влияние под вопросом. Далее. Наука, как Вы говорите, не выявила влияние мыслительной деятельности на физиологию. Разве что через сопутствующую эмоциональную активность. Однако, реально, мыслительная деятельность связана таки с физиологией уже хотя бы потому, что потребляет энергию и оставляет некие изменения в мозге (не может не оставлять, иначе бы получилось, что мозг вообще тут не при чём и мышление происходит незнамо на каком носителе). Итак, речь идёт лишь о величине физиологических изменений. И речь идёт о том, что современные средства науки не способны уловить физиологических изменений, связанных с мыслительной деятельностью. Не более чем. То есть, даже с этой точки зрения разница не принципиальная, а лишь стадиальная.Вы сказали, что в науке принято отличать мысли от эмоций. Так вот я и спрашиваю: как? Вы отвечаете: по связи с физиологией. Я говорю: этот критерий как минимум недоказуем. А как максимум не работает.А наука с вами не согласна. Поэтому я вас и спросил о чем вы вообще говорите.
Не вопрос. Переутомился. Умственно. Вы согласны, что в данном случае мыслительная активность повлияла на физиологию?А физическая активность должна? Однако, в чрезмерном количестве - вызывает. Потому что влияет на физиологию ;). Как и мыслительная деятельность.Так вам сразу и написал - вы переутомились просто.
Прошу прощения. Это слив? Или Вы что имеете в виду?Шерстистость и гладкокожесть не является признаком генетического отличия кошки как кошки. У людей тоже встречается сплошное оволосение, а у кошек голокожесть, если на то пошло. Прямой признак - это генетический анализ.Да у нас с кошкой большая часть генов общие! О чем вы пишете вообще? :)
Смотрящий.Возможно, конечно, существует некая мыслительная деятельность, которую в упор не видишь даже если смотришь очень внимательно.Кто смотрит?
Ну да, ничего более этого сказать, пожалуй, нельзя :). При всём желании.О состоянии «отсутствие мыслей» - есть люди, которые способны к таким переживаниям.Про переживание даже вопросов нет - такое переживание есть :)
Вы это хотели сказать?
«Эмоция – особый класс состояний, связанный с потребностями и мотивами, отражающий субъективный комплекс переживаний.» - одно из определений.
«Мысль - всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего-то в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка, думка и пр.» - словарь Даля.
это уводит в дебриСледуя буддийской традиции, отдельный человек и, например, звезды – суть одного целого, которому нет начала и нет конца. Но есть изменение форм и преобразование в неком потоке единого бесконечного сознания. Правильно ли я понимаю?
[:) - Это Вы кого спрашиваете? :) Если бы я думал по этому поводу,то думал бы то же,а правильно или нет,Далай-лама наверное знает...А по поводу "мысли"- из википедии :На данный момент не существует какой-либо даже слабой теории, объясняющей работу мозга и структуру мысли в частности. Можно попытаться дать только более-менее общую картину и изложить факты." Интересная книжица по этому поводу "Разговор на просёлочной дороге" М.Хайдеггер,М.1991.вот одна из статей из неё-"Что значит мыслить" http://ec-dejavu.ru/h/Heidegger_think.htmlЦитировать«Мысль - всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего-то в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка, думка и пр.» - словарь Даля.Цитироватьэто уводит в дебриСледуя буддийской традиции, отдельный человек и, например, звезды – суть одного целого, которому нет начала и нет конца. Но есть изменение форм и преобразование в неком потоке единого бесконечного сознания. Правильно ли я понимаю?
А куда деть "картинки",ведь там тоже целый язык Я имел ввиду именно язык(в полном смысле этого слова) образов,типа иероглифов,символов;во время медитации,при "утишении" и наблюдении его можно "засечь"(он слишком быстрый).А их надо куда-то девать? Они скорее похожи на всё остальное наблюдаемое. Мы не прикладываем к этом своей воли, не так ли? Или Вы что имеете в виду?
а это-Кроме того, часто это поток всего подряд: обрывки слов, картинки, и т.д. - всё это несёт тот или иной смысл-тот головной мусор,что,нмв,нужно "убирать" в сторону.Имхо, всё же не всегда. Если этот поток контролируем и целесообразен или, по крайней мере наблюдаем, его вряд ли можно назвать прямо-таки мусором. Хотя в обычном состоянии да, это больше похоже на мусор или постоянный шум.
Из личных наблюдений :"Под" языком образов есть ещё нечто невнятное,но судя по мерному звуку,неплохо работающее,оттуда,видимо и рождаются мысли.Если же "оглянуться назад" за всей этой трёхслойной конструкцией есть ещё что то,уловить его очень сложно - "наблюдателькоторыйзнаетвсё"... :) ??? Кстати,по поводу мотивов,да,какие бы они не были,результат то будет,но что он даст далее?...Мотивы свои мы, имхо, обычно поначалу плохо понимаем. То есть мы думаем часто, что делаем это потому-то и потому-то, а на самом деле это не так. Это понимание постепенно прогрессирует. И в конце концов приходит то самое бессмыслие, о котором речь шла здесь (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8389.0). Но может быть и иначе. Может статься, что мотивация изначально вообще была не ориентирована на, скажем, медитацию, хотя человек думал, что таки да. И тогда он в конце концов бросает это дело, либо так до конца жизни и занимается непонятно чем, морочит сам себе голову.
Если этот поток контролируем и целесообразен или, по крайней мере наблюдаем, его вряд ли можно назвать прямо-таки мусором.-Это и есть язык символов.Но он,как мне видится,перемешан с "мусором"(пусть,иногда "полезным",но хаотичным).Просто,нмв,этот "язык"(где у каждой вещи - свой отдельный,определённый символ)-у всех на разной "глубине",некоторые вообще на нём думают,переводя потом в слова.Но это всё частное,шут с ним...Ах вот Вы о чём... Эта символическая система, на самом деле, многоуровневая. Один из самых глубоких уровней, который есть, пожалуй, даже у младенца, да что там - даже у амёбы, судя по всему - это бессознательная интерпретация на "приятное"-"неприятное". Самый внешний и грубый уровень - это личностная, эгоистическая система интерпретации. А между ними ещё несколько уровней. Но вот у этого внешнего уровня есть одна особенность: если нет вовлечения, если человек наблюдает вместо того чтобы отождествляться, эта система останавливается, разваливается. Она питается именно вовлечением. Можно, конечно, и какие-то меры принимать по выдворению этих эгоистических элементов. Но часто это война с гидрой. Или морочение самого себя. Более эффективный и гармоничный инструмент, имхо - взращивание противоположного. Остальные уровни интерпретации скрепляются этим самым внешним в броню. Например, абстрактная интерпретация как картина мира часто служит орудием для укрепления в эгоистическом аспекте. Человек становится в этой картине мира кровно заинтересован.
Может статься, что мотивация изначально вообще была не ориентирована на, скажем, медитацию, хотя человек думал, что таки да. Конечно.Но я пытался спросить не о мотивации,она в любом деле, в начале практически бессознательна и фантазийна,не о результате,что при усердии и разумении,скорее всего придёт,а об общей цели.Может просто не дозрел до такого вопроса-ответа,потому и "любопытствую"... :)Об "общей цели" имхо хорошо сказано в той самой ветке про поиск смысла.
я пытался спросить не о мотивации,она в любом деле, в начале практически бессознательна и фантазийна,не о результате,что при усердии и разумении,скорее всего придёт,а об общей цели.Может просто не дозрел до такого вопроса-ответа,потому и "любопытствую"... Может,"узнание цели"-и есть результат?Вам не приходила такая мысль, что цель может быть не одна, а множество? И они находятся в постоянно изменяющейся среде и сами подвержены изменениям? То есть, цели корректируются существующей ситуацией. Могут исчезать на некоторое время, как бы обнуляться, и возникать вновь, может быть, уже измененные?
Смысл поиска смысла в осмыслении происходящего.Об общей цели: мне кажется, что это вопрос не столько познания, сколько веры.
Источник: http://moreknow.ru/
Нет,я хотел сказать именно то,что говорил-буквально: именно язык(в полном смысле этого слова) образов,типа иероглифов,символов;во время медитации,при "утишении" и наблюдении его можно "засечь"(он слишком быстрый).Возможно это язык правого полушария?Ну а язык, описание мира - это что как не система интерпретации?
При этом я свое мировоззрение уточняю и достраиваю с Вашей помощью. Большое спасибо.Может статься, что за разрушение мировоззрения нужно благодарить сильнее :)
Для чего медитация? Может быть, дает уверенность в наличии замысла и вовлеченность в процесс его реализации?Или для того, чтобы оказаться вдруг вне всех вер, мотиваций и мировоззрений?
Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано". http://readr.ru/idris-shah-nevidimaya-gazel.htmlВот интересно, не пойму я, что это может означать? Что "добро" искателя противопоставляется или альтернативно тому, что "должно быть сделано"? ???
Вспоминается фильм "Андрей Рублёв". Там, где налетели монголы-татары и один из них потащил ту девочку-дурочку с известными намерениями и Рублёв ударил насильника поленом по голове. Он был монах, ему было предписано не поднимать руки ни на кого, но было ещё что-то, что заставило его вступиться и нарушить предписание. Предписанное добро одно, а дОлжное - другое. Иногда так бывает. И он был хозяином выбора в данном случае. Примерно так, как мне кажется. Это, конечно, крайний случай. В этом случае человек поступает как дОлжно, не смотря на то, что это может выглядеть плохо или что это нарушает некие предписания или что он согласно своей вере даже рискует потерять душу.Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано". http://readr.ru/idris-shah-nevidimaya-gazel.htmlВот интересно, не пойму я, что это может означать? Что "добро" искателя противопоставляется или альтернативно тому, что "должно быть сделано"? ???
Как я понимаю,в этом контексте,хозяином выбора является тот,кто догадывается,что выбор - есть,кроме "ближайшего",эмоционального решения.Что не все наши "добрые" решения и действия ведут действительно к добру,причём не только тех,кому мы пытаемся помочь,но и к нашему собственному.Т.е.-не можешь,не берись,подумай,спроси,потом-делай.Участь первых двух- добрых,но безответственных учеников-итог их размышлений и действий,они лишь казались себе искренними,продвинутыми,а в итоге-стали тем,кем стали. :(Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано". http://readr.ru/idris-shah-nevidimaya-gazel.htmlВот интересно, не пойму я, что это может означать? Что "добро" искателя противопоставляется или альтернативно тому, что "должно быть сделано"? ???
В "крайнем случае" ясно, но, какой же тогда выбор - только в крайнем случае? Да и поступил он скорее импульсивно, не выбирая .. Но, примерно, понятно Ваше предположение, что "как дОлжно" это бОльшее дОбро, а добро - это предписанное "тренировачное" добро.Вспоминается фильм "Андрей Рублёв". Там, где налетели монголы-татары и один из них потащил ту девочку-дурочку с известными намерениями и Рублёв ударил насильника поленом по голове. Он был монах, ему было предписано не поднимать руки ни на кого, но было ещё что-то, что заставило его вступиться и нарушить предписание. Предписанное добро одно, а дОлжное - другое. Иногда так бывает. И он был хозяином выбора в данном случае. Примерно так, как мне кажется. Это, конечно, крайний случай. В этом случае человек поступает как дОлжно, не смотря на то, что это может выглядеть плохо или что это нарушает некие предписания или что он согласно своей вере даже рискует потерять душу.Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано". http://readr.ru/idris-shah-nevidimaya-gazel.htmlВот интересно, не пойму я, что это может означать? Что "добро" искателя противопоставляется или альтернативно тому, что "должно быть сделано"? ???
А, по Вашему выходит, что монах из вышеизложенного примера, должен был после первой эмоциональной реакции, подумать, потом спросить .. Это и есть правильный выбор того "что должно" или "добра"??Как я понимаю,в этом контексте,хозяином выбора является тот,кто догадывается,что выбор - есть,кроме "ближайшего",эмоционального решения.Что не все наши "добрые" решения и действия ведут действительно к добру,причём не только тех,кому мы пытаемся помочь,но и к нашему собственному.Т.е.-не можешь,не берись,подумай,спроси,потом-делай.Участь первых двух- добрых,но безответственных учеников-итог их размышлений и действий,они лишь казались себе искренними,продвинутыми,а в итоге-стали тем,кем стали. :(Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано". http://readr.ru/idris-shah-nevidimaya-gazel.htmlВот интересно, не пойму я, что это может означать? Что "добро" искателя противопоставляется или альтернативно тому, что "должно быть сделано"? ???
Бессознательная мотивация становится ещё гаже,когда на неё наслаивается "сознательная",под воздействием книг,ума и фантазий,они спекаются так...Похожая тема : http://forum.sufism.ru/index.php?topic=4979.0 После этого просмотрел фильм,как притчу,раз десять. :)
Если что,прошу извинить за банальность мышления,лабуда такого типа,наверное есть у всех.
описан у КастанедыКастанеду пробовал читал – как-то не пошло.
научаешься "быть не существуя"Наверное, это и есть, что называется «быть в настоящем», здесь и сейчас.
наблюдением за внутренними "чижами"-тоже хитрюги будь здоровКак ни странно, с ними-то оказывается всего сложнее.
Спасибо,прочёл,начал копить деньги.Пожалуйста :). В инете полно бесплатной информации. Рекомендую.
да и целеполагание у нас,видимо,отличаетсяЯ, как, наверное и большинство людей, принимаю участие в обычной повседневной жизни, стремясь обрести спокойствие и удовлетворение в своей собственной. Я практикую и учусь делать это лучше в том числе и с помощью медитации в том понимании, как мне это представляется. Имея определенный опыт, я уверен, что использование одних и тех же методов позволяют каждому, практикующему медитацию или что-либо еще, найти свой собственный индивидуальный путь в жизни.
Для того, чтобы научно зафиксировать факт отсутствия мыслей, нужно хотя бы для начала научиться достоверно фиксировать факт их присутствия.Хотелось больше узнать о разнице между эмоциями и чувствами - интересно. Во втором абзаце написано что присутствие вовлечённости является признаком эмоции, то же ведь можно сказать и о чувствах. Подумал, получается у меня, что разница между ними это фальшь, которая есть в эмоции. Но эмоции это же не плохо вовсе, а плохое в ней, выходит, бессознательность
Однако, научно зафиксировать факт наличия эмоции можно. И факт её отсутствия. Не понятна в свете этого дискриминация в отношении мыслей, которые от эмоций отличаются не принципиально. Повторюсь, что говорю именно об эмоциях, а не о чувствах.
***
Уточню (чтобы договориться о терминах), что под термином "мысль" я понимаю психическую деятельность, выраженную в виде слов, образов, звуков и т.д., производимых без какого бы то ни было выражения вовне. Скажем так. Эмоция подразумевает ещё одну обязательную компоненту - ту или иную степень вовлечённости, при которой рассудочный контроль над проявлениями становится затруднительным. Однако, чёткой границы между ними нет. Эмоции - продукт скорее вторичный.
Цепочка мысль-эмоция-"физиология"-и т.д.-должна быть не прервана,а "гармонизирована"понравилось
Статья Джека Энглера (перевод на русский взят с буддистского форума http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=8693):Цитировать... Практика может подпитываться тайной мыслью: «я избавлюсь от всех тех гадких вещей во мне, которые мне не нравятся». Важно быть осознанным к такому импульсу или мотиву, пока он имеет место быть...
Статья целиком (http://board.buddhist.ru/showpost.php?p=147132&postcount=1)
Хотелось больше узнать о разнице между эмоциями и чувствами - интересно. Во втором абзаце написано что присутствие вовлечённости является признаком эмоции, то же ведь можно сказать и о чувствах. Подумал, получается у меня, что разница между ними это фальшь, которая есть в эмоции. Но эмоции это же не плохо вовсе, а плохое в ней, выходит, бессознательностьЭмоции сами по себе, это никак. Их даже можно использовать в целях изменения физиологии. Например, чтобы раскрутить организм перед боем в боевых искусствах. Но тут ключевой момент действительно осознанность. В своё время я написал нечто вроде статьи на эту тему (прежде всего чтобы разложить всё по полочкам для самого себя). Поскольку это до некоторой степени оффтоп, открываю новую тему (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8479.0), тем более что и мне интересно было бы её обсудить.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |