Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Будда совсем ничего не говорит о том стремлении, которое подвигает существо (человека) идти по пути Дхармы.
Моя главная претензия к буддизму в том что он не актуален и не современен. Есть куда более интересные и продвинутые учения. Вот например современная альтернатива буддисткой философии:
Разве наличие страдания не является тем, что подвигает человека на путь дхармы? Человек стремится к освобождению от страдания, к тому, чтобы выйти за пределы круговорота жизни.
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К. Я просто встречал такие настроения среди буддистов, именно практически слово в слово - стремление к освобождению от страдания. Которое логически выливалось в эскапизм, при котором оное спасение виделось в "небытии" нирваны (да, они понимали нирвану именно так и с ними не согласен не только я, но и многие учителя буддизма, но тем не менее).Разве наличие страдания не является тем, что подвигает человека на путь дхармы? Человек стремится к освобождению от страдания, к тому, чтобы выйти за пределы круговорота жизни.
Будда совсем ничего не говорит о том стремлении, которое подвигает существо (человека) идти по пути Дхармы.
Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?Вот, кстати, знаменательный момент. Один из трёх корней неблагого, согласно буддизму - бегство от неприятного (ненависть). Стремление избавиться от страданий - это тоже бегство от неприятного. Но вот если человек стремиться освободиться от страдания через следование Дхарме, это считается уже непомрачённым стремлением. Просто - считается. Вот договорились так. В Махаяне этот вопрос решили ещё радикальнее: человек там, давая обет бодхисаттвы, уже не столько стремится сам избавиться от страданий, сколько - стать тропинкой к спасению для других. Это, нмв, очень важный шаг, который сделала Махаяна.
Вероятно, стоит в контексте вашего поста задать вам вопрос о концепции времени в буддизме?А что именно Вы хотели бы узнать или обсудить?
Да, в сравнении с буддизмом радикальный конструктивизм выглядит весьма бледно.Моя главная претензия к буддизму в том что он не актуален и не современен. Есть куда более интересные и продвинутые учения. Вот например современная альтернатива буддисткой философии:
Мне кажется, радикальный конструктивизм во многом схож с буддийским видением мира, только в буддизме эта тема лучше разработана, и там - это предмет опытного знания, которое позволяет человеку двигаться дальше, в то время как здесь - это лишь теория для узкого круга людей без какого-либо практического применения.
Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К.
По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход.
Полностью согласен.Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К.
По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход.
Я бы добавил, что представителей этих двух подходов можно найти и в буддизме, и в суфизме, просто в буддизме первый подход ярче выражен.
Тут ещё и в том дело, что от нирваны избавиться невозможно :) . А вот от стремления к некоей "нирване" - вполне.Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?
Я думаю, он имел в виду, что желание нирваны и невозможность в данный момент ее испытать также может порождать страдание или неудовлетворенность. Но это не значит, что освобождаясь от нирваны, мы освобождаемся от страданий.
Дело в том, что это весьма концептуально отрефлектированная практика. Возможно, самая отрефлектированная из всех существующих наравне с индуизмом, из которого и вырос буддизм.Насколько я в курсе, это ошибочное мнение. Во времена зарождения буддизма индуизма не было, был брахманизм или точнее - ведизм (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC), это немного другое. Индуизм в нынешнем виде сформировался позднее и во многом под влиянием буддизма, особенно, судя по всему, адвайта.
Цель буддийского аскета – покинуть колесо перерождений, сансару, чему соответствует полное прекращение всех процессов: энергийных, ментальных, материальных. Вместе с ними прекращается и исчезает время. То есть время именно отбрасывается подобно лесам, которые стали ненужными.Мммм... довольно спорное утверждение... тем более за весь буддизм...
Плот, а что нельзя просто сказать что время это свойство Сансары?Можно.
....а что нельзя просто сказать что время это свойство Сансары?нельзя.
Сансару вряд ли можно назвать реальностью. Это скорее определённый режим сознания.....а что нельзя просто сказать что время это свойство Сансары?нельзя.
сансара это реальность. это присутствует.
а такой штуки как время - не существует в природе. вообще.
некоторая условная величина между событиями сансары.
Сансару вряд ли можно назвать реальностью. Это скорее определённый режим сознания.это не режим. это состояние ума.
2. Концепция: Буддизм – это такой нехимический транквилизатор и эйфороген. Его цель сделать так, чтобы тебе постоянно всё было в кайф, чтобы ты постоянно пребывал в хорошем настроении и т.д. То есть, буддизм в глазах «удовлетворенцев» - это совершенный наркотик.
Если религия не нужна, то в каком контексте можно говорить о религии, чтобы разговор был практически полезным? Как выяснилось, для обсуждения этических вопросов религия не нужна. Для вопросов внутреннего развития (медитация, самовоспоминание и т.д.) по-видимому, тоже не нужна?По-моему вариантов довольно много. Например, в контексте изучения опыта.
Можно, как мне кажется, лишь сказать определённо, что буддизм в его традиционных религиозных формах в современном мире является устаревшей формой.
Конечно. Я имел в виду не то, что традиционные религиозные формы изжили себя и должны исчезнуть, а что должна появиться (и появляется) новая форма. Возможно уже не идентифицирующая себя в качестве буддизма, но "растущая" из него в том числе.
Можно, как мне кажется, лишь сказать определённо, что буддизм в его традиционных религиозных формах в современном мире является устаревшей формой.
Что не мешает ему прекрасно существовать именно в этих формах:)
Например, в контексте изучения опыта.
Не могли бы Вы уточнить свой тезис?ЦитироватьНапример, в контексте изучения опыта.
Вроде вы говорили что опыт это удел эзотеризма, а буддизм не эзотеричен...
А что вам не ясно в моих?)Вы писали:
Итак, что мне не ясно:ЦитироватьНапример, в контексте изучения опыта.Вроде вы говорили что опыт это удел эзотеризма, а буддизм не эзотеричен...
Какое отношение всё это имеет к тому, что я сказал про изучение опыта традиционных религий.
А почему нет? :) Причём, я говорил не только о религиозном опыте. Опыт религиозных традиций намного более многогранен.ЦитироватьКакое отношение всё это имеет к тому, что я сказал про изучение опыта традиционных религий.
Там не понятно было, ну ладно допустим так, а зачем изучать этот религиозный опыт?
затем хотя бы, чтобы не совершать те же ошибки
О любого рода ошибках.Цитироватьзатем хотя бы, чтобы не совершать те же ошибкиО какого рода ошибках вы говорите?
Можете привести пример в данном контексте? Я не очень понимаю о чем вы говорите...Можно предположить, что с точки зрения этого нового понимания к нежелательным относятся все элементы, которые ведут к фанатизму, сектантству, ксенофобии и прочему в этом духе.
А можно эти элементы как то классифицировать? Дать их список?Видимо, анализ возможен и вычленение этих элементов тоже возможно. По крайней мере, мне так кажется.
Честно говоря, статья кажется тенденциозной. :) Автор, что довольно очевидно, весьма слабо знаком с буддийским учением, поэтому критика его выглядит, на мой взгляд, слабой.
Если религия не нужна, то в каком контексте можно говорить о религии, чтобы разговор был практически полезным? Как выяснилось, для обсуждения этических вопросов религия не нужна. Для вопросов внутреннего развития (медитация, самовоспоминание и т.д.) по-видимому, тоже не нужна?По-моему вариантов довольно много. Например, в контексте изучения опыта.
И да, отвечая на Ваш второй вопрос, по-видимому тоже.
Атеизма? Нет (противником, правда, тоже не являюсь). Буддизма? Не больше чем суфизма.Если религия не нужна, то в каком контексте можно говорить о религии, чтобы разговор был практически полезным? Как выяснилось, для обсуждения этических вопросов религия не нужна. Для вопросов внутреннего развития (медитация, самовоспоминание и т.д.) по-видимому, тоже не нужна?По-моему вариантов довольно много. Например, в контексте изучения опыта.
И да, отвечая на Ваш второй вопрос, по-видимому тоже.
Олег, но на Вашем сайте Вы пишите о себе, что являетесь представитель суфийского ордена Ниматуллахи в Самаре.
Так как Вы являетесь большим сторонником буддизма и атеизма, то возникают соответствующие вопросы.
Например, люди по умолчанию могут считать Вас приверженцем ислама, что может вызвать недоразумения. Вы, с другой стороны, как человек искренний должны проповедовать буддизм и атеизм.Почему должен?
Как Вы решаете подобные проблемы?Почему-то не возникает с этим проблем.
Атеизма? Нет (противником, правда, тоже не являюсь). ...Если религия не нужна, то в каком контексте можно говорить о религии, чтобы разговор был практически полезным? Как выяснилось, для обсуждения этических вопросов религия не нужна. Для вопросов внутреннего развития (медитация, самовоспоминание и т.д.) по-видимому, тоже не нужна?По-моему вариантов довольно много. Например, в контексте изучения опыта.
И да, отвечая на Ваш второй вопрос, по-видимому тоже.
Олег, но на Вашем сайте Вы пишите о себе, что являетесь представитель суфийского ордена Ниматуллахи в Самаре.
Так как Вы являетесь большим сторонником буддизма и атеизма, то возникают соответствующие вопросы.
Религия и атеизм - это два понятия из разных областей, в некотором роде, которые могут частично пересекаться.Атеизма? Нет (противником, правда, тоже не являюсь). ...Если религия не нужна, то в каком контексте можно говорить о религии, чтобы разговор был практически полезным? Как выяснилось, для обсуждения этических вопросов религия не нужна. Для вопросов внутреннего развития (медитация, самовоспоминание и т.д.) по-видимому, тоже не нужна?По-моему вариантов довольно много. Например, в контексте изучения опыта.
И да, отвечая на Ваш второй вопрос, по-видимому тоже.
Олег, но на Вашем сайте Вы пишите о себе, что являетесь представитель суфийского ордена Ниматуллахи в Самаре.
Так как Вы являетесь большим сторонником буддизма и атеизма, то возникают соответствующие вопросы.
Что является альтернативой религии? Разве не атеизм? Или просто неверие в существование сверхъестественного?
Если религию надо реформировать, то что именно реформировать?
Вообще, Далай Лама очень правильно, на мой взгляд, продвигает идею, что для того, чтобы жизнь на Земле стала реально более счастливой, какая бы то ни было религия не нужна, нужны просто чёткие этические ориентиры, более трезвый подход к жизни и т.д.
Я просто пытался понять, что Вы имеете в виду под "религией" и "религиозностью" в выражениях:"Религия не нужна":
- религия не нужна
- традиционные религиозные формы изжили себя и должны исчезнуть
- должна появиться (и появляется) новая форма
- "новая форма" не будет отрицать традиционную религиозность, а скорее включать в себя
- Устаревает... ситуация, когда духовность была ограничена религиозностью
- нейтрализовать её наиболее токсичные элементы...
и т.п.
для того, чтобы жизнь на Земле стала реально более счастливой, какая бы то ни было религия не нужна, нужны просто чёткие этические ориентиры, более трезвый подход к жизни и т.д.Иными словами, если стоит задача сделать жизнь на Земле более счастливой (мирной, благополучной, радостной), такой элемент как религия не является необходимым в принципе.
Я имел в виду не то, что традиционные религиозные формы изжили себя и должны исчезнуть
Плот, вы там писали что люди не правильно понимают буддизм, что мир это не иллюзия а он подобен иллюзии итд...Кажется что это всего лишь уловки защитников буддизма. Если вся философия буддизма строится на КАК БУДТО, ПОДОБНО, то очевидно что определенностью тут и не пахнет...и хочется вам задать вопрос а может и нет никакой философии буддизма, в смысле некой определенности, может она тоже ПОДОБНО?После изучения источников по буддизму, я не пришёл к такому выводу. Возможно, Вы, после изучения, пришли бы к иному.
Вы все время пишите про уменьшение ненависти в мире, ксенофобии, короче как я понял вы за "мир во всем мире". Для вас это самоцель или может тут есть какой то другой смысл? Зачем мир во всем мире?А Вы зачем интересуетесь?
В википедии не одно определение,какое именно,более Вам подошло бы?Вот одно из них :" Цицерон (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%A6%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD) считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением».
Во всех этих выражениях я имел в виду под термином "религия" то, что сказано в Википедии по этому поводу, а под термином "религиозность" - состояние сознания, при котором имеется потребность в религии.
А там можно использовать все приведённые в Вики определения. Они подходят в равной мере:В википедии не одно определение,какое именно,более Вам подошло бы?Вот одно из них :" Цицерон (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%A6%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD) считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением».
Во всех этих выражениях я имел в виду под термином "религия" то, что сказано в Википедии по этому поводу, а под термином "религиозность" - состояние сознания, при котором имеется потребность в религии.
Какое же состояние сознания подвигает к "потребности в религии"?..По Вашему,конечно,мнению.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0) в сверхъестественное (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D1%8A%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5), включающая в себя свод моральных (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C) норм и типов поведения, обрядов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4), культовых действий и объединение людей в организации (церковь (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%28%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29), религиозную общину (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0))[1] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F#cite_note-.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.B3.D0.BE.D1.81.D0.B2.D0.B5.D1.82-1).А потребность в религии испытывает сознание, нуждающееся в религии. Привет от К.О.
Другие определения религии:
Также религия может пониматься в таких смыслах, как:[5] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F#cite_note-.D0.90.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D0.BD.E2.80.941998.E2.80.94.E2.80.9415-5)
- одна из форм общественного сознания (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5); совокупность духовных представлений, основывающихся на вере (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0) в сверхъестественные силы и существа (богов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3), духов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85_%28%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%29)), которые являются предметом поклонения[2] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F#cite_note-2).
- организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F#cite_note-ESBE-3).
- духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[4] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F#cite_note-.D0.97.D0.B0.D0.B1.D0.B8.D1.8F.D0.BA.D0.BE.E2.80.942008.E2.80.94.E2.80.941069-4).
- Субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т.п.);
- Объективно-общий (религия в качестве институционального явления – «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее).
Ответ очень простой: если Вам это не нужно, то... let be so.
Что "всё" и в каком смысле упирается?ЦитироватьОтвет очень простой: если Вам это не нужно, то... let be so.
Т.е. все упераеться как говорится в буддизме в индивидуальный поток дхарм, "я" по простому?
Я вас спросил про нирвану, цель буддизма, правильно? спросил зачем она, вы сказали что это зависит от меня, т.е. потока дхарм, правильно? Получается что все в буддизме зависит от индивидуального потока дхарм?Я возможно смогу ответить на Ваш вопрос, если Вы подробнее расскажете, что имеете в виду.
Интересно, кто кого перетянет на этой картинке?
Я вас спросил про нирвану, цель буддизма, правильно? спросил зачем она, вы сказали что это зависит от меня, т.е. потока дхарм, правильно? Получается что все в буддизме зависит от индивидуального потока дхарм?Более неопределённо сформулированный вопрос мне трудно себе представить :) . Так что извиняйте.
Может у вас какие то ассоциации возникают в связи с моим вопросом? Мне не нужен точный ответ...можете дать неопределенный?Ну извольте :). Если наркоман сам не признаёт себя больным и не хочет исцелиться - лечить его бесполезно. В этом смысле да - всё упирается в "я" наркомана.
А может быть "наркомания" просто способ существования и форма поведения? Ведь вы ее делаете "плохой" с определенных мировоззренческих позиций...а если поставить под вопрос эти самые позиции?О том и речь.
Мне не понято когда вы говорите что "наркоман не желает себя признать больным" что вы имеете в виду?Я имею в виду, что наркомана всё устраивает в его состоянии. А если что-то не устраивает, то он не признаёт (или хотя бы не допускает), что проблема - в употреблении наркотиков.
Ну например бы наркоман бы знал что с определенной точки зрения он "плохой" его поведение "плохое" итд, но при этом он бы продолжал себя так вести потому что его это устраивает, то значит все нормально?"Плохой" и, грубо говоря, "имеющий проблему" - это разные вещи. Первое - это оценка с точки зрения неких правил. Второе - это оценка собственного состояния как сопровождаемого страданием. Я имел в виду второе.
А если он стал наркоманом как раз потому что хотел уйти от страданий и это ему удалось? Т.е. он до того как стал принимать наркотики испытывал страдания и он знает что если он прекратит то опять начнет их испытывать?Значит, его всё удовлетворяет в его нынешнем состоянии.
Значит он здоров в определенном смысле?Значит, его всё удовлетворяет в его нынешнем состоянии.
А почему вы не можете сказать что он здоров в определенном смысле?Потому что из того, что он удовлетворён своим нынешним состоянием, не следует, что он здоров. В каком бы то ни было смысле.
А что тогда обуславливает его здоровье если не его собственное самочувствие?Обусловливает видимо здоровый образ жизни :) .
И что такое здоровый образ жизни?Видимо, например, не-употребление веществ, наносящих вред здоровью, прямо или косвенно.
Надо также заметить, что закон причин и следствий и соответственно доктрина кармы в буддизме Махаяны относится к разряду относительной истины. Иными словами, это лишь модель, устанавливаемая нашим различающим умом, хотя и не противоречащая истине абсолютной. Однако на уровне абсолютной истины, как это показал Нагарджуна, невозможно говорить о какой-либо причинности и следствиях, поскольку между одним элементарным квантом бытия и последующим ничего не переходит, между ними нет никакой связи, которую можно было бы с определённостью вычленить, а сами эти кванты - пустотны. По сути существует лишь настоящее, а прошлое и будущее - не существуют, поскольку первое уже исчезло, а второе ещё не возникло. Поэтому невозможно сказать, что существующее возникло и что оно исчезнет. Соответственно и причинно-следственные связи это лишь модель в голове. Кармы как абсолютной величины - нет. Поэтому если мы выделяем причинно-следственные связи, это всегда лишь некое приближение и обобщение.Вот, кстати, здесь на мой взгляд кроется ещё одно слабое место буддийского учения.
Нагарджуна в своём трактате "Семьдесят строф о пустотности" (http://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Nagarjuna/0001.djvu), говорит что Будда использовал понятия о "возникновении, пребывании и угасании" лишь используя обычный язык общения, т.е. чтобы его ученики смогли использовать его учение практически, на том уровне, на котором они находились. То есть доктрина кармы имеет чисто практическое значение и сама по себе относительна.
Напомню, что первое слабое место состоит в том, что он вычленяет только отрицательный стимул для пути - стремление к избавлению от страдания, от фрустрации.
Кроме того неизбежно здесь устанавливается умозрительная цель - нирвана, к которой человек вольно или невольно стремится, хотя это стремление само по себе его от нирваны уже отделяет.
Под словом "отрицательный" я имел в виду стимул "ОТ" в отличие от положительного стимула "К".Напомню, что первое слабое место состоит в том, что он вычленяет только отрицательный стимул для пути - стремление к избавлению от страдания, от фрустрации.(http://s006.radikal.ru/i213/1306/a0/29d9fce851e3.jpg)
Плот, ты как буддолог не знаешь, кому принадлежит это замечательное высказывание?ЦитироватьКроме того неизбежно здесь устанавливается умозрительная цель - нирвана, к которой человек вольно или невольно стремится, хотя это стремление само по себе его от нирваны уже отделяет.
Если страдает человек в своей теперешней жизни на Земле (а не на Небесах), то, следовательно, и нирвана достигается здесь же, как и просветление (можно вспомнить Будду). Это, на мой взгляд, логично: побывал, скажем, человек у психотерапевта, понял, что его страдания (если они не физические) умозрительны, решил свои психологические проблемы, вылечился от своих невротических страданий и получил в награду нирвану. Что ты об этом думаешь?
По-моему, нет ничего отрицательного в том, чтобы избавиться от страданий, не превращая свою жизнь в кошмар и одно сплошное страдание. Почему ты считаешь избавление от страданий "отрицательным стимулом" (см. выше)?
Так вот, в этом случае концепции (в том числе и кармы), а также общие правила оказываются лишь направляющими вспомогательными элементами, позволяющими "выправить компас" чувства.Надо также заметить, что закон причин и следствий и соответственно доктрина кармы в буддизме Махаяны относится к разряду относительной истины. Иными словами, это лишь модель, устанавливаемая нашим различающим умом, хотя и не противоречащая истине абсолютной. Однако на уровне абсолютной истины, как это показал Нагарджуна, невозможно говорить о какой-либо причинности и следствиях, поскольку между одним элементарным квантом бытия и последующим ничего не переходит, между ними нет никакой связи, которую можно было бы с определённостью вычленить, а сами эти кванты - пустотны. По сути существует лишь настоящее, а прошлое и будущее - не существуют, поскольку первое уже исчезло, а второе ещё не возникло. Поэтому невозможно сказать, что существующее возникло и что оно исчезнет. Соответственно и причинно-следственные связи это лишь модель в голове. Кармы как абсолютной величины - нет. Поэтому если мы выделяем причинно-следственные связи, это всегда лишь некое приближение и обобщение.Вот, кстати, здесь на мой взгляд кроется ещё одно слабое место буддийского учения.
Нагарджуна в своём трактате "Семьдесят строф о пустотности" (http://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Nagarjuna/0001.djvu), говорит что Будда использовал понятия о "возникновении, пребывании и угасании" лишь используя обычный язык общения, т.е. чтобы его ученики смогли использовать его учение практически, на том уровне, на котором они находились. То есть доктрина кармы имеет чисто практическое значение и сама по себе относительна.
Напомню, что первое слабое место состоит в том, что он вычленяет только отрицательный стимул для пути - стремление к избавлению от страдания, от фрустрации. Что вообще говоря не для каждого актуально. Кроме того неизбежно здесь устанавливается умозрительная цель - нирвана, к которой человек вольно или невольно стремится, хотя это стремление само по себе его от нирваны уже отделяет.
Второе же слабое место состоит в том, что буддизм в своём пути базируется на вере в по сути умозрительную концепцию кармы и ещё более умозрительную концепцию перерождений, фактически абсолютизируя их (провозглашая их релевантность для всех людей). Это логически уязвимый элемент в буддийском учении.
На мой взгляд, альтернативой могло бы быть индивидуальное следование чувству - эросу-теоросу. Когда человек, наблюдая за собой и своей жизнью, сам выделяет режим действий, соответствующий этому чувству и противоречащий ему. Таким образом путь становится положительным, векторным и избавленным от умозрительных конструкций и элементов веры.
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К. Я просто встречал такие настроения среди буддистов, именно практически слово в слово - стремление к освобождению от страдания. Которое логически выливалось в эскапизм, при котором оное спасение виделось в "небытии" нирваны (да, они понимали нирвану именно так и с ними не согласен не только я, но и многие учителя буддизма, но тем не менее).
По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход. Ведь человек может совсем не стремиться к избавлению от страдания, более того, он может и не особо страдать в данных условиях (отсутствие явного страдания). Но при этом он может стремиться к непомрачённому (назовём это так) и это стремление зачастую является куда более мощной силой. Потому что это любовь.
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К. Я просто встречал такие настроения среди буддистов, именно практически слово в слово - стремление к освобождению от страдания. Которое логически выливалось в эскапизм, при котором оное спасение виделось в "небытии" нирваны (да, они понимали нирвану именно так и с ними не согласен не только я, но и многие учителя буддизма, но тем не менее).
По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход. Ведь человек может совсем не стремиться к избавлению от страдания, более того, он может и не особо страдать в данных условиях (отсутствие явного страдания). Но при этом он может стремиться к непомрачённому (назовём это так) и это стремление зачастую является куда более мощной силой. Потому что это любовь.
Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0) эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB) в 1935 году (https://ru.wikipedia.org/wiki/1935_%D0%B3%D0%BE%D0%B4)[1] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0#cite_note-1). Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8) возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82), даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.
А что буддийская философия основана на экспериментах?)Вообще-то да. Однако я не утверждаю, что все элементы буддийского учения соответствуют критерию Поппера. И противоположного не утверждаю. Тут надо думать. Тема интересная.
Существование НРЕ (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3) невозможно подтвердить или опровергнуть. Следовательно, он существует? ;DКак раз теория о существовании НРЕ не соответствует критерию Поппера, а значит не является научной. Это классический пример.
Критерий Поппера относится только к науке, а к вере он неприменим.
Как раз теория о существовании НРЕ не соответствует критерию Поппера, а значит не является научной. Это классический пример.
Невозможно в принципе создать эксперимент, который мог бы опровергнуть теорию НРЕ.
С другой стороны, что касается буддизма - то сансара и карма - это обозначение для явлений, которые можно наблюдать прямо здесь и сейчас
а реинкарнация и нирвана познаются (и соответственно - подтверждаются либо опровергаются) на собственном опыте.
Любой из этих падающих блоков мог бы стать завершающим в качестве наказания за проступок, и количество этих задействованных блоков также может быть разным. Но "преступление и наказание" синхронизируется всегда с самым значимым и сильным наказанием - в данном случае с последним блоком, наиболее сильно придавившем человека. Хотя и до этого его наверняка посещали мелкие несчастья, но человек сам "выбрал", а точнее - интерпретировал, к качестве "кармы" именно этот последний блок.Вот это - вообще не буддийская трактовка кармы. Не знаю, откуда ты её взяла. Поэтому извини, но ты говоришь о чём-то своём. :)
Для сансары и кармы также невозможно создать эксперимент, который мог бы их подтвердить или опровергнуть.Повторюсь, в буддийской трактовке сансара и карма - это обозначения для наблюдаемых феноменов. Сансара - это профанное, тривиальное бытие, а карма - это сознательное действие, имеющее результат (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10942.msg114840#msg114840). Подтверждением существования сансары является собственно наше бытие как таковое, а подтверждением существования кармы является наш жизненный опыт, наличие у нас целесообразной осознанной деятельности.
Я наблюдаю собственное фрустрированное бытие и бытие других людей. Это сансара. Я совершаю сознательные действия, которые имеют результат. Это - карма.По карме, пожалуйста, почитай тот пост, на который я дал ссылку. Иначе разговора не получится. Ты продолжаешь говорить о чём-то своём.
Вот, выхватила оттуда:ЦитироватьТаким образом, карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения.
(Мало чем отличается от буддистской трактовки кармы, которую я описала в посте № 120.)
Ты до этого написал, что "в буддийской трактовке сансара и карма - это обозначения для наблюдаемых феноменов" (пост № 119, последний абзац). Как ты их наблюдаешь? Меня только это интересует.
Напомню, что первое слабое место состоит в том, что он вычленяет только отрицательный стимул для пути - стремление к избавлению от страдания...
Второе же слабое место состоит в том, что буддизм в своём пути базируется на вере в по сути умозрительную концепцию кармы ... Это логически уязвимый элемент в буддийском учении.
Выстраданная логика ))Напомню, что первое слабое место состоит в том, что он вычленяет только отрицательный стимул для пути - стремление к избавлению от страдания...
Второе же слабое место состоит в том, что буддизм в своём пути базируется на вере в по сути умозрительную концепцию кармы ... Это логически уязвимый элемент в буддийском учении.
Когда главным в учении становится страдание, то страдает и логика :)
(С подачи Р.C.)
Таким образом, вершиной человеческого творчества оказывается "умное делание" - исихазм, то есть достижение подвижником бесстрастия, внутреннего покоя и тишины, богословие "умной" молитвы. Достигаемое в исихазме бесстрастие - не простое умерщвление страстей, но высвобождение в человеке его "лучших энергий" взято с - eparhia-saratov.ruБуддизм: безбожное бесстрастие...любовь не мыслится в буддизме как совершеннейшее состояние бытия. Конечно, буддисты прежде всего люди, и, как и все люди, они считают, что лучше любить, чем ненавидеть. Но есть все же такое состояние души, которое в буддизме мыслится как возвышающееся над любовью. Это – бесстрастие.
А.Кураев. Полностью здесь (http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Kuraev_Dary_10a-all.shtml)
Не не не ) Кураева не надо. ) Известный "знаток" буддизма.ага. и в христианстве тоже. выше подчеркнуто.
Истинная любовь в буддизме просто неразрывно связана с бесстрастием. А точнее - с отсутствием помрачающих страстей.
Истинная любовь в буддизме просто неразрывно связана с бесстрастием. А точнее - с отсутствием помрачающих страстей.
Многие учителя славят любовь как высшее, подобно апостолу Павлу, который говорит: "какое бы послушание я ни взял на себя, если я не имею любви, я ничто". Но я ставлю отрешенность выше любви.[/size]
Во-первых, оттого что любовь заставляет меня любить Бога. Но гораздо ценнее, чтобы я привел к себе Бога, чем пришел бы к Богу, ибо мое вечное блаженство заключается в том, чтобы Бог и я стали одно; потому что Бог может лучше войти в меня и соединиться со мной, нежели я с Ним. А то, что отрешенность приводит ко мне Бога, доказываю я так: каждое существо пребывает охотнее всего на своем естественном месте. Естественнейшее и собственнейшее место Бога - это цельность и чистота. Они же основываются на отрешенности. Поэтому Бог не может не отдаться отрешенному сердцу.
Поэтому Бог не может не отдаться отрешенному сердцу.
... если... люди, рождённые в годы тигра и курицы разделят ложе с рождёнными в годы обезьяны и курицы, то у них будет истощаться элемент металла, и будут болезни носа.
Монгольский лама Пурэвбат о монголо-буддийской сексуальной культуре.
Отсюда (http://asiarussia.ru/interview/3186/)
(via Р.C.)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |